ru
Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Страницы истории


В 2011 году Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь отметил двадцатилетие со дня основания системы.

Ведомство по праву можно считать одной из старейших служб Беларуси, так как его история имеет достаточно древние традиции. Достаточно вспомнить, что первые документальные свидетельства о государственных земельных актах на территории нашей страны, которые называли ездоками, относятся к 1398 году.

В новейшей истории республики, с целью проведения в Беларуси земельной реформы, в 1991 году был создан Комитет по земельной реформе и землеустройству. Позже, в 1997 году, произошло объединение землеустроительной и картографо-геодезической служб, и был создан Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.С 2002 года на него были возложены также функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289, «О структуре Правительства Республики Беларусь» создан Государственный комитет по имуществу путем присоединения Фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.

Однако сколько бы реформ и реорганизаций не претерпевала Государственная землеустроительная и картографо-геодезическая служба Беларуси, — труд занятых в ней людей всегда имел и имеет важное общегосударственное и общественное значение.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 определены основные задачи Государственного комитета по имуществу (далее Госкомимущество) — проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.

Земля — национальное богатство. Современное белорусское землеустройство уже доказало свою действенность в наведении порядка в использовании, рациональном переустройстве территорий в интересах всех ее собственников и пользователей, эффективном регулировании земельных отношений, которое может быть обеспечено исключительно под контролем государства.

Без карт — топографических, физических, политических — не обойтись ни военным, ни туристам, ни школьникам. Кроме того, сегодня трудно представить экономику любого государства без современных актуальных цифровых карт, систем спутниковой навигации и современных геоинформационных технологий. И поэтому особо ценным представляется кропотливый труд людей, являющих нам, как на ладони, нашу страну, да и весь мир.

Высокое качество геодезической и картографической продукции, создаваемой белорусскими геодезистами и картографами, получило заслуженное признание не только в нашей республике, но и за рубежом.

Решению важнейших государственных задач способствует и проводимая в стране реформа в сфере имущественных отношений. Составляющая процесса единой экономической политики, она направлена не только на сохранение и преумножение производственного потенциала, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, но и на укрепление социальной стабильности в белорусском обществе.

В настоящее время в республике создана четкая система управления и распоряжения государственным имуществом, исключающая возможность стихийной массовой приватизации. Эту работу планомерно осуществляет Фонд государственного имущества, обеспечивая взвешенный подход к приватизации и государственный контроль приватизационных процессов.

Успешно развивается в Республике Беларусь система государственной регистрации недвижимости. Это отмечают зарубежные коллеги, в том числе на уровне Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. По заключению экспертов ООН, белорусское электронное правительство уже сделало значительные шаги в реформировании и интеграции всех национальных информационных услуг в области землеустройства. И у нас уже могут поучиться другие государства, находящиеся лишь на начальной стадии этой работы.

Ведение регистров и реестров государственного земельного кадастра играет значительную роль в улучшении инвестиционного климата, развития рынка недвижимости, совершенствования системы налогообложения в стране, существенно способствует ускорению экономических реформ.

Согласно отчету Всемирного Банка ”DoingBusiness-2015“ по критерию ”Регистрация собственности“ Республика Беларусь сохранила в рейтинге 3-е место в мире из 189 стран (совокупный рейтинг ‑ 96,67%).

В рамках данного показателя оценивается легкость получения компанией права собственности, а именно действия, количество времени и финансовые затраты, необходимые для регистрации собственности.

По показателю ”Регистрация собственности“ Республика Беларусь опережает в этой сфере такие высокоразвитые в области земельного администрирования страны как Норвегия (5-е место), Дания (8-е), Литва (9-е), Швеция (18-е).

В системе Госкомимущества проведена большая работа по созданию нормативно-правовой и научно-методической базы оценочной деятельности в Республике Беларусь, проводится повышение квалификации и аттестация оценщиков. В настоящее время организации, входящие в систему Госкомимущества и занимающиеся оценочной деятельностью, с успехом выполняют все заявки на проведение оценки объектов гражданских прав.

Государственная регистрация недвижимости и оценочная деятельность, выполняемые организациями Госкомимущества, являются основой для решения возложенных на него задач и функций в области регулирования имущественных отношений, повышения эффективности управления и распоряжения государственным недвижимым имуществом и его приватизации.