Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Страницы истории


В 2016 году Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь отметил 25-летие со дня основания системы.

Ведомство по праву можно считать одной из старейших служб Беларуси, так как его история имеет достаточно древние традиции. Достаточно вспомнить, что первые документальные свидетельства о государственных земельных актах на территории нашей страны, которые называли ездоками, относятся к 1398 году.

В новейшей истории республики, с целью проведения в Беларуси земельной реформы, в 1991 году был создан Комитет по земельной реформе и землеустройству. Позже, в 1997 году, произошло объединение землеустроительной и картографо-геодезической служб, и был создан Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.С 2002 года на него были возложены также функции по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» создан Государственный комитет по имуществу путем присоединения Фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.

Однако сколько бы реформ и реорганизаций не претерпевала Государственная землеустроительная и картографо-геодезическая служба Беларуси, труд занятых в ней людей всегда имел и имеет важное общегосударственное и общественное значение.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 определены основные задачи Государственного комитета по имуществу (далее Госкомимущество) — проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.

Земля — национальное богатство. Современное белорусское землеустройство уже доказало свою действенность в наведении порядка в использовании, рациональном переустройстве территорий в интересах всех ее собственников и пользователей, эффективном регулировании земельных отношений, которое может быть обеспечено исключительно под контролем государства.

Без карт — топографических, физических, политических — не обойтись ни военным, ни туристам, ни школьникам. Кроме того, сегодня трудно представить экономику любого государства без современных актуальных цифровых карт, систем спутниковой навигации и современных геоинформационных технологий. И поэтому особо ценным представляется кропотливый труд людей, являющих нам, как на ладони, нашу страну, да и весь мир.

Высокое качество геодезической и картографической продукции, создаваемой белорусскими геодезистами и картографами, получило заслуженное признание не только в нашей республике, но и за рубежом.

Решению важнейших государственных задач способствует и проводимое в стране совершенствование в сфере имущественных отношений. Как составляющее процесса единой экономической политики, оно направлено не только на сохранение и преумножение производственного потенциала, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, но и на укрепление социальной стабильности в белорусском обществе.

В настоящее время в республике создана четкая система управления и распоряжения государственным имуществом, исключающая возможность стихийной массовой приватизации. Обеспечивается взвешенный подход к приватизации и государственный контроль приватизационных процессов.

Успешно развивается в Республике Беларусь система государственной регистрации недвижимости. Это отмечают зарубежные коллеги, в том числе на уровне Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. По заключению экспертов ООН, белорусское электронное правительство уже сделало значительные шаги в реформировании и интеграции всех национальных информационных услуг в области землеустройства. И у нас уже могут поучиться другие государства, находящиеся лишь на начальной стадии этой работы.

Ведение регистров и реестров государственного земельного кадастра играет значительную роль в улучшении инвестиционного климата, развитии рынка недвижимости, совершенствовании системы налогообложения в стране, существенно способствует ускорению экономических реформ.

Согласно отчету Всемирного Банка ”DoingBusiness-2019“ по критерию ”Регистрация собственности“ Республика Беларусь занимает в рейтинге 5 место из 190 стран.

В рамках данного показателя оценивается легкость получения компанией права собственности, а именно действия, количество времени и финансовые затраты, необходимые для регистрации собственности.

В системе Госкомимущества проведена большая работа по созданию нормативно-правовой и научно-методической базы оценочной деятельности в Республике Беларусь, проводится повышение квалификации и аттестация оценщиков. В настоящее время организации, входящие в систему Госкомимущества и занимающиеся оценочной деятельностью, с успехом выполняют все заявки на проведение оценки объектов гражданских прав.

Государственная регистрация недвижимости и оценочная деятельность, осуществляемые организациями Госкомимущества, являются основой для решения возложенных на него задач и функций в области регулирования имущественных отношений, повышения эффективности управления и распоряжения государственным недвижимым имуществом и его приватизации.