ru
Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. 566 О вопросах осуществления административных процедур, в части административных процедур, касающихся государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.


С 11 января 2015 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 566 ”О вопросах осуществления административных процедур“ (далее – Указ) В связи с этим просим принять к сведению и руководству в работе следующее.

Нормами Указа внесены дополнения и изменения в пункт 22.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – Перечень процедур), в части установления отдельно фиксированной суммы для осуществления государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельный участок, предусмотренных статьей 18 Кодекса Республики Беларусь о земле: 0,2 базовой величины (за государственную регистрацию одновременно не более 5 ограничений (обременений) прав на земельный участок) и 0,7 базовой величины (за государственную регистрацию одновременно более 5 ограничений (обременений) прав на земельный участок).

Указом также дополняется Перечень процедур административной процедурой, предусматривающей принятие местными исполнительными и распорядительными органами решения о возможности изменения назначения капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места по единой классификации назначения объектов недвижимого имущества без проведения строительно-монтажных работ.

Кроме того, Указом внесены изменения в графу 1 подпункта 22.3.5 пункта 22.3 Перечня процедур, которые предусматривают административную процедуру по государственной регистрации прекращения существования ранее зарегистрированного капитального строения, изолированного помещения или машино-места в результате консервации капитального строения либо прекращения права, ограничения (обременения) права на него. Данная процедура подлежит осуществлению в случае, если в отношении зарегистрированного капитального строения начаты в установленном законодательством порядке работы по реконструкции, но не завершены и возникла необходимость в осуществлении консервации капитального строения и государственной регистрации незавершенного законсервированного капитального строения.

Поскольку пунктом 180 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2006 г. № 559, установлен особый порядок государственной регистрации не только прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, но и создания недвижимого имущества, реализованного согласно законодательству на аукционе, Указом внесены соответствующие изменения в подпункт 22.3.14 пункта 22.3 Перечня процедур.

В связи с тем, что Законом Республики Беларусь от 21 мая 2013 года ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации создания вновь построенного объекта недвижимого имущества вместо акта приемки его в эксплуатацию только решения (приказа, постановления, распоряжения) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию, в отношении эксплуатируемых капитальных строений подпунктом 22.4.1 пункта 22.4 Указа предусмотрена возможность представления любого из этих документов, поскольку ввиду давности приемки объекта в эксплуатацию может сохраниться только какой-то один из этих документов.

Кроме того, некоторые изменения, вносимые Указом, направлены на приведение положений Перечня процедур в соответствие с Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 года ”О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам ипотеки“ (далее – Закон).

Так, согласно изменениям, предусмотренным пунктом 23 статьи 3 Закона, Указом предусмотрена необходимость получения согласия бывших членов семьи залогодателя (собственника жилого помещения), проживающих в жилом помещении, граждан, проживающих в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, а также граждан, проживающих в жилом помещении, предоставленном на основании договора пожизненного содержания с иждивением.

Учитывая предусмотренную Законом норму о том, что первоначальный залогодержатель в письменной форме представляет в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним либо залогодателю (должнику по обязательству, обеспеченному ипотекой, если залогодатель является третьим лицом) сведения о сроке исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой, либо об условиях, позволяющих определить сроки и размеры платежей, и размере обязательства, обеспеченного ипотекой, размере процентов, если они подлежат уплате по этому обязательству, либо об условиях позволяющих определить общий размер всех требований по обязательству, обеспеченному ипотекой, соответствующим документом дополнен пункт 22.5 Перечня процедур. Внесенные изменения продиктованы также тем, что Законом предусмотрена возможность и установлен порядок исправления ошибок, допущенных при проставлении отметок на закладной (ранее такая возможность была предусмотрена только в отношении самой закладной).

Внесенные изменения в пункт 22.5 Перечня процедур продиктованы также тем, что согласно Закону изменение как самой закладной, так и отметок на ней возможно на основании письменного соглашения между владельцем закладной и обязанными по ней лицами, составленного в письменной форме, а также, исходя из положений Закона, исключающих необходимость в случае передачи в залог бездокументарной закладной, представлять договор залога бездокументарной закладной и фиксировать информацию о залоге бездокументарной закладной в организации по государственной регистрации.

Указом установлена возможность удостоверения регистратором документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки, в ускоренном порядке (за 1 рабочий день) с взиманием дополнительной платы за срочность (1 базовой величины за удостоверение сделки с предприятием как имущественным комплексом и 0,4 базовой величины за удостоверение сделок с иными объектами недвижимого имущества).

В соответствии с нормативными предписаниями пункта 3 Указа руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за состояние работы по осуществлению административных процедур в этих государственных органах (организациях).

В случае выявления в течение года в подчиненной или входящей в его состав (систему) организации повторного нарушения законодательства об административных процедурах вышестоящий орган обязан принять меры, в том числе по привлечению руководителя и (или) иных виновных должностных лиц этой организации к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.