ru
Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Ведомственный контроль


В рамках ведомственного контроля проводятся проверки организаций системы Госкомимущества на предмет соблюдения данными организациями требований действующего законодательства. Проверке подлежат следующие вопросы:

  • Полнота устранения нарушений, выявленных предыдущими проверками, исполнения предписаний и предложений;
  • Соблюдение требований законодательства при ведении кассовых операций и операций по банковским счетам;
  • Проверка расчетов с подотчетными лицами;
  • Соблюдение требований трудового законодательства. Своевременность выплаты заработной платы и перечисления средств в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
  • Порядок выдачи работникам денежных займов (ссуд) и полнота их возмещения;
  • Состояние работы по организации экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. Обоснованность расходования средств на содержание и использование автотранспорта;
  • Организация работы по содержанию зданий. Правильность использования средств на капитальное строительство, модернизацию (реконструкцию) и ремонт;
  • Соблюдение порядка проведения инвентаризации. Назначение выборочной инвентаризации;
  • Вопросы использования и распоряжения государственным имуществом: государственная регистрация, правильность сдачи имущества в аренду и предоставления в безвозмездное пользование;
  • Проверка оприходования и расходования поступивших средств безвозмездной (спонсорской) помощи, правильность ее предоставления другим субъектам;
  • Соблюдение законодательства при проведении государственных закупок и закупок за счет собственных средств, а также участия в электронных торгах и иных конкурентных процедурах закупок;
  • Отчисление средств в инвестиционный фонд и целевое использование средств этого фонда;
  • Структура кредиторской и дебиторской задолженности, состояние претензионной работы по взысканию просроченной задолженности;
  • Соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок организации работы с обращениями граждан и юридических лиц;
  • Анализ деятельности организации по предотвращению фактов коррупции;
  • Организация работы по охране труда.
Данный перечень вопросов может изменяться с учетом характера деятельности организации и состава закрепленного за ней имущества.

Одной из задач ведомственного контроля является проведение системной профилактической работы, направленной на предотвращение и пресечение нарушений в деятельности организаций. В этих целях информируем о нарушениях законодательства, установленных в 2015 году.

1. Нарушения, повлекшие финансовые потери организаций.

Излишнее списание топлива в нарушение норм, утвержденных приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 сентября 2012 г. № 467-Ц ”Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы  и оборудование“, и в результате несвоевременного перехода на нормы расхода топлива для легковых автомобилей, установленные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 3 ”Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь“.

Неполное взыскание арендной платы (влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 23.27 КоАП) по причине нарушения:

  • пункта 8 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 (во внимание не принят новый технический паспорт, при получении которого необходимо было скорректировать сдаваемые в аренду площади);
  • пункта 12 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 (арендодателем установлена арендная плата ниже арендной платы, согласованной с Госкомимуществом);
  • пунктов 4 и 11 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 (арендная плата не возмещала начисленную амортизацию, налоги и платежи в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству).
2. Нарушение при расчетах с бюджетом (влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 23.27 КоАП).

Так, в нарушение подпункта 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“ допущена неуплата в бюджет 50 процентов платы за право заключения договоров аренды капитальных строений, полученной при проведении аукциона по продаже права заключения договоров аренды.

3. Нарушения в постановке бухгалтерского учета (влекут административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.1 КоАП).

Необоснованное увеличение стоимости введенных в эксплуатацию зданий на стоимость наружных инженерных сетей и сооружений, что является нарушением пунктов 41, 42 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 10, части третьей пункта 6 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 (наружные инженерные сети и сооружения должны приниматься к бухгалтерскому учету в качестве отдельных объектов основных средств).

Справочно.

Согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ”Основные средства и нематериальные активы“ (ОКРБ 020-2002), утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 27.09.2002      № 48, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, такие как система отопления внутри здания, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети. Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.

Невыполнение рабочими инвентаризационными комиссиями задачи по обеспечению полноты и точности внесения в инвентаризационные описи данных о наличии, состоянии и оценке активов и обязательств (в том числе неучтенных), как этого требует пункт 3 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (выявлены излишки отдельных предметов в составе оборотных средств, металлический гараж, асфальтобетонное покрытие площадки).

Назначение в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии два раза подряд одного и того же работника, включение в состав инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, что не допускается пунктом 13 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180.

4. Нарушения при расчетах с работниками (влекут административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.19 КоАП).

Выплаты среднего заработка за время трудового отпуска позже сроков, установленных статьей 176 Трудового кодекса Республики Беларусь и части четвертой пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 ”О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины“.

Смещение сроков расчета при увольнении работников в части выплат, причитающихся им от нанимателя на день увольнения (недополученной заработной платы, компенсации за неиспользуемый отпуск, выходного пособия), чем нарушена часть первая статьи 77 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Выдача командированным работникам денежных авансов в пределах сумм, причитающихся на оплату стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, расходов по найму жилого помещения и суточных, позднее дня отъезда в служебную командировку, вопреки пункту 7 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35.

5. Невыполнение отдельных требований, введенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 ”О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств“ (влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 11.77 КоАП). Так, в нарушение:

  • части первой подпункта 2.6 пункта 2 предъявлены требования к участникам процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке;
  • абзаца шестого части первой подпункта 2.8 пункта 2 документация о закупке не содержит проект договора на оказание услуг;
  • абзаца двенадцатого части первой подпункта 2.8 пункта 2 в документации о закупке отсутствует способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки;
  • абзаца первого части первой подпункта 2.10 пункта 2 после заключения договора на закупку сообщение о результате конкурентной процедуры не размещено в информационной системе ”Тендеры“ на сайте информационного республиканского унитарного предприятия ”Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен“.
6. Нарушения при эксплуатации капитальных строений (влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 21.3 КоАП).

Отсутствие плановых осмотров зданий (2 раза в год: весной и осенью), обязательность проведения которых установлена техническим кодексом установившейся практики ТКП ”Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования“ ТКП 45-1.04-208-2010 (02250) утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 267.

Отсутствие актов осмотра, журналов технической эксплуатации зданий и других документов (подпункт 4.10 пункта 4 ТКП), оформленных в соответствии с требованиями пунктов 4 и 14 Перечня эксплуатационной документации – приложения ”А“ к ТКП (обязательное).