ru
Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок


В 2015 году в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом проверены 67 организаций.

Наиболее распространенными являлись нарушения Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“ (далее – Указ № 150), повлекшие занижение размера арендной платы в результате:

  • неверного определения коэффициента местонахождения сдаваемых в аренду зданий (их частей), применяемого на основании подпункта 8.1 пункта 8 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150;
  • самовольного изменения согласованного с государственным органом коэффициента от 0,5 до 3, применяемого на основании подпункта 8.2 пункта 8 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150;
  • занижения арендуемой площади вопреки сведениям технического паспорта на здание и требованиям пункта 8 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом № 150, а также инструкций о порядке сдачи в аренду коммунального имущества, утвержденных решениями местных Советов депутатов;
  • ошибочного определения остаточной стоимости оборудования, учитываемой при расчете размера арендной платы, что повлекло нарушение пункта 6 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности, утвержденного Указом № 150.

По-прежнему не обеспечена полная и своевременная уплата в бюджет средств от сдачи в аренду недвижимого имущества, чем нарушены подпункты 2.3 и 2.9 пункта 2 Указа № 150 и решения местных Советов депутатов.

Организации-арендодатели не представляли в облисполкомы и Минский горисполком информацию об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, для включения в единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещенную в сети Интернет. Тем самым не соблюдали требования части второй пункта 3 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом № 150, и инструкций о порядке сдачи в аренду коммунального имущества, утвержденных решениями местных Советов депутатов.

В нарушение пункта 1 статьи 162 Гражданского кодекса Республики Беларусь, подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 ”Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности“, пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом № 150, и инструкций о порядке сдачи в аренду коммунального имущества, утвержденных решениями местных Советов депутатов, сторонними лицами без заключения договоров аренды либо безвозмездного пользования использовались помещения (их части), стены зданий и покрытия площадок.

Имела место продажа конкретным покупателям оборудования, закрепленного на праве хозяйственного ведения за коммунальным юридическим лицом, по стоимости, определенной комиссией этого юридического лица, в то время, как решение местного Совета депутатов требует отчуждение коммунального имущества на возмездной основе без проведения аукциона либо конкурса производить по рыночной стоимости.

По перечисленным и некоторым другим основаниям к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, привлечены 16 должностных лиц за допущенные ими нарушения и 12 юридических лиц за непринятие всех мер по соблюдению нарушенных норм.

По фактам искажения данных государственной статистической отчетности формы 4-аренда (Госкомимущество) ”Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности“ на основании материалов проверок, направленных в органы прокуратуры и Комитета государственного контроля, вынесено 8 административных взысканий, предусмотренных частью 3 статьи 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Отдельные организации в проверяемых периодах формально подходили к вопросам инвентаризации основных средств, которые проводились без сопоставления фактического наличия объектов с данными бухгалтерского учета и выявления неиспользуемых объектов с целью их учета и последующего вовлечения в хозяйственный оборот. Нарушение проверяемыми субъектами установленного Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, единого порядка проведения инвентаризации повлекло выявление у них неучтенных и неиспользуемых объектов. Материалы проверок направлены по компетенции в иные государственные органы для привлечения ответственных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства при определении стоимости объектов гражданских прав выявлены следующие нарушения законодательства об оценке стоимости объектов гражданских прав:

  • тексты отчетов об оценке не содержат конкретной информации по объектам оценки, описания процедуры определения стоимости конкретного объекта оценки выбранными методами оценки и методами расчета стоимости, не включают выводы оценщика в отношении проведенной оценки;
  • в отчетах об оценке отсутствует обоснование применения использованных методов оценки и методов расчета стоимости;
  • при применении рыночных методов оценки в некоторых отчетах об оценке отсутствует анализ рынка недвижимости, оборудования и транспортных средств (рынка объектов-аналогов) либо разделы отчетов об оценке, отражающие анализ рынка объектов-аналогов, не содержат каких-либо результатов (выводов) проведенного анализа рынка
  • объектов-аналогов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов об оценке стоимости объектов гражданских прав, на основании которых принимаются некоторые показатели в расчетах стоимости объектов оценки;
  • расчет стоимости земельного участка, произведенный в отчетах об оценке, не всегда соответствует порядку расчета стоимости земельного участка, изложенному в технических нормативных правовых актах об оценке стоимости объектов гражданских прав;
  • имели место случаи проведения независимой оценки стоимости объектов гражданских прав без проведения осмотра объектов оценки оценщиком;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, оценщиками не всегда составляются акты осмотра объектов оценки;
  • в отчетах об оценке отсутствует источник данных, используемых при оценке, а также описание порядка расчета (обоснование) ряда показателей (например, коэффициента научно-технического прогресса, ставок арендной платы, расходов на замещение, расходов на управление, налога на недвижимость, земельного налога, применяемых корректировок и др.);
  • в нарушение требований технических нормативных правовых актов об оценке стоимости объектов гражданских прав при определении нормы дисконтирования методом кумулятивного построения оценщиками в некоторых отчетах об оценке в качестве безрисковой нормы использовалась норма, равная средней процентной ставке, установленной Национальным банком Республики Беларусь по вновь привлеченным депозитам в свободно конвертируемой валюте на срок свыше одного года, а расчет стоимости объектов оценки доходным методом производился в белорусских рублях;
  • в отчетах об оценке не всегда представлены прайс-листы по объектам-аналогам. При этом некоторые прайс-листы не содержат ценовой информации об объекте-аналоге, даты экспозиции объекта-аналога, сведений о том, указана цена объекта-аналога с учетом налога на добавленную стоимость или без учета указанного налога;
  • при применении сравнительного метода оценщиками некорректно подбираются объекты-аналоги, не в полной мере в отчетах об оценке отражаются характеристики объектов-аналогов и нередко отсутствуют обоснования величин применяемых оценщиками корректировок;
  • имели место случаи несоответствия заключений и отчетов об оценке условиям договоров на оказание услуг по проведению независимой оценки в части объектов оценки, даты оценки и др.;
  • не обеспечивается сохранность заключений и отчетов об оценке, а также документов, полученных от заказчика оценки и третьих лиц;
  • имели место случаи проведения независимой оценки оценщиками, не состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами (нанимателями), являющимися исполнителями оценки, на основании заключенных трудовых договоров, и подписания  руководителями этих юридических лиц заключений и отчетов об оценки, подготовленных по результатам  выполнения независимой оценки и подписанных данными оценщиками.
В соответствии со статьей 12.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях осуществление деятельности по оценке стоимости объектов гражданских прав с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами об оценочной деятельности, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин. То же деяние, совершенное должностным лицом юридического лица, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 100 базовых величин.