ru en
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок



Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок

  Одной из сфер контроля (надзора) Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь является контроль за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом.       
   Перечень подлежащих проверке вопросов включает вопросы государственной регистрации недвижимого государственного имущества, ведения Единого реестра государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии, выявления неучтенных, неиспользуемых и неэффективно используемых объектов в целях вовлечения их в хозяйственный оборот, законности совершения сделок с государственным имуществом, соблюдения законодательства в области арендных отношений, правильности заполнения формы ведомственной отчетности ”Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности“.

   При осуществлении контроля за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом наиболее распространенными являются следующие нарушения: 
      
 • В документированной информации, предоставляемой субъектами хозяйствования для включения в Единый реестр государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии, указанные в форме ”Сведения о   недвижимом имуществе, закрепленном за субъектом Единого реестра государственного имущества на праве оперативного управления, хозяйственного ведения“ наименования объектов и их инвентарные номера не соответствуют данным единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В форме ”Сведения о земельных участках, предоставленных субъекту Единого  реестра государственного имущества на праве постоянного пользования“ указываются земельные участки, предоставленные во временное пользование или аренду.  В связи с чем не выполняется требование подпунктов 4.6 и 4.7 пункта 4 Инструкции о порядке включения (исключения) сведений в   Единый   реестр  государственного  имущества   и  поддержания  его  в актуальном состоянии, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь  от  15 апреля  2013 г. №  16.

 • Многими субъектами хозяйствования не обеспечена регистрация инженерных сетей, которые являются объектами недвижимого имущества и в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ подлежат государственной регистрации.
 В технические паспорта на здания и в соответствующие строки регистрационной книги не внесены в установленном порядке сведения о числящихся на балансе объектах благоустройства (площадках, тротуарах, ограждениях, воротах и т.п.), которые рекомендуется рассматривать как принадлежности главных вещей этих зданий.

 • Отдельные организации формально подходят к вопросам инвентаризации основных средств, которые проводятся без сопоставления фактического наличия объектов с данными бухгалтерского учета и выявления неиспользуемых объектов с целью их учета и последующего вовлечения в хозяйственный оборот, что влечет нарушение единого порядка проведения инвентаризации, установленного Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, и выявления у субъектов неучтенных, неиспользуемых и незарегистрированных объектов.

  • При совершении сделок с государственным имуществом типичным нарушением является отчуждение имущества без решения республиканского органа управления и без оформления такого решения в форме приказа, что является нарушением подпункта 3.1 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294  ”О порядке распоряжения государственным имуществом“ и подпункта 6.2 пункта 6 порядка подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2012 г. № 905.

 Наиболее распространенными в сфере арендных отношений являются следующие нарушения:

 • Сторонними лицами без заключения договоров аренды либо безвозмездного пользования используются помещения (их части), внешние стены зданий, покрытия площадок. Тем самым нарушаются требования пункта 1 статьи 162  Гражданского кодекса Республики Беларусь, подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 ”Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности“, пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“ (далее – Положение), и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.

 • Нередки случаи, когда арендодатели не представляют в облисполкомы и Минский горисполком информацию об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, для включения в единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещенную в сети Интернет. Тем самым нарушают часть вторую пункта 3 Положения, и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.

 • Не обеспечивается полная и своевременная уплата в бюджет средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, чем нарушаются подпункты 2.3, 2.9 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“  (далее – Указ № 150) и решения местных Советов депутатов.

 • Необоснованно применяются при расчете ставки арендной платы понижающие коэффициенты, установленные для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества, согласно приложению 2 к Положению.

 • Допускается занижение размера арендной платы вследствие непринятия во внимание нового технического паспорта на капитальное строение, при получении которого необходимо корректировать сдаваемые в аренду площади. Тем самым нарушается пункт 8 Положения и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов. 

 • Арендная плата устанавливается в размере, который не возмещает начисленную амортизацию, налоги и платежи в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству. Тем самым нарушаются пункты 4 и 11 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150.

 Нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства при определении стоимости объектов гражданских прав выявлены следующие нарушения: 

• тексты отчетов об оценке не содержат конкретной информации по объектам оценки, описания процедуры определения стоимости конкретного объекта оценки выбранными методами оценки и методами расчета стоимости, не включают выводы оценщика в отношении проведенной оценки;

• в отчетах об оценке отсутствует обоснование применения использованных методов оценки и методов расчета стоимости;

• при применении рыночных методов оценки в некоторых отчетах об оценке отсутствует анализ рынка недвижимости, оборудования и транспортных средств (рынка объектов-аналогов) либо разделы отчетов об оценке, отражающие анализ рынка объектов-аналогов, не содержат каких-либо результатов (выводов) проведенного анализа рынка;

• расчет стоимости земельного участка, произведенный в отчетах об оценке, не всегда соответствует порядку расчета стоимости земельного участка, изложенному в технических нормативных правовых актах об оценке стоимости объектов гражданских прав;

• имеют место случаи проведения независимой оценки стоимости объектов гражданских прав без проведения осмотра объектов оценки оценщиком;

• в случаях, предусмотренных законодательством, оценщиками не всегда составляются акты осмотра объектов оценки;

• в отчетах об оценке отсутствует источник данных, используемых при оценке, а также описание порядка расчета (обоснование) ряда показателей (например, коэффициента научно-технического прогресса, ставок арендной платы, расходов на замещение, расходов на управление, налога на недвижимость, земельного налога, применяемых корректировок и др.);

• при определении нормы дисконтирования методом кумулятивного построения в некоторых отчетах об оценке оценщиками в качестве безрисковой нормы используется норма, равная средней процентной ставке, установленной Национальным банком Республики Беларусь по вновь привлеченным депозитам в свободно конвертируемой валюте на срок свыше одного года, а расчет стоимости объектов оценки доходным методом производится в белорусских рублях;

• в отчетах об оценке не всегда представлены прайс-листы по объектам-аналогам. При этом некоторые прайс-листы не содержат ценовой информации об объекте-аналоге, даты экспозиции объекта-аналога, сведений о том указана цена объекта-аналога с учетом налога на добавленную стоимость или без учета указанного налога;

• при применении сравнительного метода оценщиками некорректно подбираются объекты-аналоги, не в полной мере в отчетах об оценке отражаются характеристики объектов-аналогов и нередко отсутствуют обоснования величин применяемых оценщиками корректировок;

• имеют место случаи несоответствия заключений и отчетов об оценке условиям договоров на оказание услуг по проведению независимой оценки в части объектов оценки, даты оценки;

• не обеспечивается сохранность заключений и отчетов об оценке, а также документов, полученных от заказчика оценки и третьих лиц;

• имеют место случаи проведения независимой оценки оценщиками, не состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами (нанимателями), являющимися исполнителями оценки, на основании заключенных трудовых договоров, подписания  руководителями этих юридических лиц заключений и отчетов об оценке, подготовленных и подписанных такими оценщиками.

    Осуществление деятельности по оценке стоимости объектов гражданских прав с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами об оценочной деятельности, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 12.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.