о результатах проведения правового мониторинга
1. Объект правового мониторинга
Объектом правового мониторинга являлись постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 18 января 2011 г. № 3 ”Об утверждении Инструкции о порядке проведения работ по преобразованию республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества“ (далее – постановление № 3) и постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 18 января 2011 г. № 4 ”Об утверждении Инструкции о порядке проведения работ по присоединению государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий к открытому акционерному обществу“ (далее – постановление № 4).
2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга
Правовой мониторинг был организован Государственным
комитетом по имуществу (далее – Госкомимущество), осуществлялся
в период с 12 октября 2020 г. (начало) до 30 ноября
3. Правовые основания правового мониторинга
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со
статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля
”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового
мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 30 января
4. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга
Организатором правового мониторинга (Госкомимуществом)
были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ постановлений № 3 и № 4 по общим
показателям, определенным в пункте 11 Инструкции. Специальные показатели Госкомимуществом
не устанавливались;
направление запросов в 12 (двенадцать)
заинтересованных государственных органов, иных организаций о предоставлении
в пределах компетенции информации о практике применения постановлений № 3 и № 4
и эффективности правового регулирования ими отношений, связанных с
преобразованием государственных унитарных предприятий в открытые акционерные
общества (далее – ОАО) и присоединением государственных унитарных предприятий к
ОАО (письма Госкомимущества от 7 октября 2020 г. № 15-12/6430/вн и от 6 октября
2020 г. № 15-12/6415/вн);
размещение информации (объявления) о проведении
правового мониторинга на официальном сайте Госкомимущества в глобальной
компьютерной сети Интернет;
проведение в период с 12 октября по 12 ноября 2020 г.
сбора информации и предложений в отношении постановлений № 3 и № 4 (посредством
создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“),
анализ полученной информации и предложений;
анализ обращений местных исполнительных комитетов в отношении объекта правового мониторинга.
5. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них
Ряд государственных органов и организаций внесли
предложения, которые касались вопросов приведения норм постановлений № 3 и № 4
в соответствие с действующими нормами законодательства.
Предложения от граждан посредством глобальной компьютерной сети Интернет не поступали.
6. Основные выводы по результатам правового мониторинга
Постановления № 3 и № 4 следует признать в целом
качественными нормативными правовыми актами, комплексно и системно регулирующими
отношения в сферах, связанных с преобразованием республиканских унитарных
предприятий в открытые акционерные общества ОАО и присоединением
государственных унитарных предприятий к ОАО.
Правовое регулирование соответствующих отношений можно
признать достаточно эффективным.
Отдельные недостатки, выявленные в постановлениях № 3
и № 4, в том числе исходя из практики их применения, не имеют, по нашему
мнению, концептуального характера, не оказывают существенного негативного
влияния на правоприменение и будут устранены при ближайшей корректировке постановлений
№ 3 и № 4.
Практика применения постановлений № 3 и № 4 в целом
соответствует нормативным предписаниям. Отдельные случаи неверного
(некорректного) правоприменения могут быть устранены за счет усиления
разъяснительной и методологической работы, повышения квалификации субъектов
правоприменительной деятельности.
При корректировке постановлений № 3 и № 4 предлагаетсяпривести
терминологию постановлений № 3 и № 4 в соответствие с действующим
законодательством и унифицировать понятийный аппарат в соответствии с иными законодательными актами,
регулирующими вопросы преобразования государственных унитарных предприятий в
ОАО и присоединения государственных унитарных предприятий к ОАО.