
Госкомимущество еще раз напоминает, с соответствии с какими общими подходами определяется стоимость жилых помещений для целей приватизации.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» сроком, до которого граждане имеют право обратиться с заявлением о приватизации занимаемых жилых помещений в соответствии с законодательством, является 1 июля 2016 года.
Учитывая, что до указанной даты остается менее месяца, Госкомимущество с целью предупреждения возникновения вопросов при реализации гражданами своих прав на приватизацию жилых помещений дополнительно обращает внимание на общие подходы к определению стоимости жилых помещений государственного жилищного фонда для целей их приватизации в Республике Беларусь.
В соответствии со статьей статье 134 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – Жилищный кодекс) под приватизацией жилых помещений понимается приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательством.
Стоимость объектов приватизации согласно статье 141 Жилищного кодекса определяется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных государственных органов, других организаций, указанных в части первой пункта 1 статьи 136 настоящего Кодекса.
Порядок оценки жилых помещений государственного жилищного фонда, подлежащих приватизации, установлен Положением об определении стоимости объектов приватизации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2013 года № 421, согласно которому для цели приватизации применяется оценочная стоимость жилых помещений с учетом их потребительских качеств, определяемая на основании данных бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором подано заявление о приватизации жилого помещения.
Необходимо отметить, что оценочная стоимость не отражает реальную стоимость жилого помещения на сложившемся на момент ее определения рынке недвижимости, а показывает приведенную к текущему уровню цен сумму затрат, понесенных на его создание (приобретение), уменьшенную на величину накопленной амортизации.
Вместе с тем, в случае несогласия гражданина, осуществляющего приватизацию жилого помещения, с оценочной стоимостью приватизируемого жилого помещения, определенной в порядке, установленном актами жилищного законодательства, в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, он в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2014 года № 524 «О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда» (далее – Указ № 524) вправе до принятия решения о приватизации жилого помещения, а также в период его действия, если договор купли-продажи этого помещения нотариально не удостоверен, обратиться за проведением независимой оценки рыночной стоимости приватизируемого жилого помещения в одну из организаций, указанных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 года № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь». Перечень таких организаций размещен на официальном сайте Госкомимущества – http://www.gki.gov.by/.
При этом рыночная стоимость жилого помещения показывает коммерческую стоимость объекта, то есть его ценность на рынке недвижимости, поскольку при ее оценке учитываются особенности и характеристики жилого помещения, такие как год постройки дома, наличие (отсутствие) коммуникаций, материал стен дома, фактическое состояние жилого помещения, географическое местоположение дома и другие, влияющие на его конечную цену.
Приватизация жилого помещения производится по наименьшей оценочной либо рыночной его стоимости.
Оказание услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости приватизируемого жилого помещения, а также выполнение работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) жилого помещения и (или) изготовлению технического паспорта (ведомости технических характеристик) на него (в случае необходимости выполнения указанных работ при проведении такой оценки) финансируются за счет средств гражданина.
В случае приватизации жилого помещения по рыночной стоимости стоимость жилого помещения уменьшается на сумму затрат гражданина на оплату услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости, а также работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) жилого помещения и (или) изготовлению технического паспорта (ведомости технических характеристик) на него, подтвержденных документально.
Кроме того, подпунктом 1.5 пункта 1 Указа № 524 предусмотрено, что денежные средства, внесенные работниками государственных организаций в счет оплаты стоимости строительства жилых помещений, построенных государственными организациями с частичным привлечением средств своих работников, засчитываются в счет оплаты стоимости жилых помещений при их приватизации пропорционально части площади жилых помещений, которая была построена за счет привлеченных денежных средств этих работников, при наличии заключенных договоров о совместном строительстве жилых помещений и (или) документов, подтверждающих сумму внесенных этими работниками денежных средств.
Статьями 139 и 140 Жилищного кодекса определены случаи, когда приватизации жилых помещений осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе, а также на льготных условиях.